Дварфы деляся на несколько Кланов.

Клан Щитовых дварфов (Защитные, Железные дварфы).

Защитные дварфы - как правило, невысокий приземистый ширококостный народ. Эта раса подарила миру лучших технологов. Обычно они не любители говорить, но руки у них золотые. Чувство юмора имеется, но весьма своеобразное, - некоторые эльфы, к примеру, находят, что его у них просто нет.
Все дварфы славятся своим упрямством, но щитовые считаются упрямыми даже среди самих дварфов, - это о многом говорит. Женщины среди них почти не встречаются, да и вообще, этот народ довольно малочисленный. В мире людей щитовых дварфов очень уважают, но правящие посты они занимают редко, - некогда им ерундой заниматься, работать надо. Щитовые дварфы очень трудолюбивы. Магия среди них не в почете, считается занятием пустым и бесполезным, но лучшие мастера иногда интуитивно повышают себе очки магической склонности, - и изготавливают великолепную волшебную броню и оружие. Только не надо говорить такому умельцу, что он-де маг и волшебник, - в лучшем случае он не поймет и примет вас за человека пустого, а если догадается, что это вы всерьез, то может и в глаз засветить. Для дварфа слово "маг" - не комплимент, а повод для драки, а щитовые дварфы весьма обидчивы и подраться не дураки. Вобщем-то, дварфская броня и оружие и без всякой магии очень хороши.
Не обязательно, что щитовой дварф будет изготавливать что-то своими руками. В нашей реальности производство, как правило, массовое, и это вполне оправдано, не считая процесса изготовления внутреннего оружия и брони, о которых у нас и речь. Но никто не призывает вручную вытачивать, к примеру, детали для автомобилей, телевизоров и компьютеров. Щитовые дварфы - не обязательно заняты ручным трудом, но, как правило, связывают свою жизнь с производством какого-то продукта. И, как и все дварфы, они весьма уважают золото, и склонны его накапливать. Чем больше золота, тем сильнее дварф, тем выше его уровень, и тем больше его самоуважение, если, конечно, оно заработано созидательным трудом, а не с помощью, скажем, финансовых махинаций на бирже, и не выиграно в рулетку.

Дварфы очень любят пиво.

В человеческой истории дварфы впервые упоминаются, кажется, в "Младшей Эдде", правда, остается загадкой, имеется ли в виду Щитовой Клан, или, все-таки, отступники-дуергары (см. статью о дуергарах). Это не понятно не только из поступков тамошних персонажей-дварфов (которые нельзя назвать ярко очерченными), но и из собственного их названия, в некоторых случаях оно пишется как "Dvarv", а большинстве, - как "Dvergar", и, в обоих случаях, почему-то переводится на русский, как "Цверги", что, по-моему, совсем уже не похоже. Люди всегда были невнимательны к особенностям других рас, и нет ничего удивительного, что неведомые авторы Эдды не различали нормальных дварфов и дуергаров. Одно можно сказать абсолютно точно: те четыре "цверга", которые, согласно этому мифу поддерживают небо по четырем углам земли, это, конечно же, представители Щитового клана. А то, что дварфы, якобы, боятся света, и в лучах солнца превращаются в камень, - это, конечно же, бабушкины сказки. Дварфы прекрасно себя чувствуют на солнце, хотя и предпочитают селиться в пещерах. Дуергары, - те, действительно, как и положено подземной расе, недолюбливают наземную реальность, но и они от солнечных лучей не каменеют, а только сердятся.

Художественные примеры из жизни щитовых дварфов - редкость. Этот народ, обычно, совсем не склонен к гуманитарной деятельности, и поэта, писателя или кинорежиссера - щитового дварфа я что-то не припомню. А вот среди деятелей науки, особенно различных дисциплин, связанных с механикой, и среди людей, чья профессия связана с производством, щитовые дварфы - достаточно частое явление. Все в России знают о легендарном Кулибине, его имя даже успело стать нарицательным. Это был щитовой дварф. Стоит, так же, упомянуть о великом конструкторе-оружейнике Михаиле Калашникове (среди великих оружейников вообще очень большой процент дварфов), имя которого знают по всему миру, но как личность, он мало кому известен, даже в нашей стране. Гениальный изобретатель популярного автомата до сих пор работает в конструкторском бюро какого-то Богом забытого ижевского завода, получает соответствующую зарплату и на досуге пишет автобиографические книги (невероятно нудные) и стихи о победах Красной Армии. Искусство, как и было замечено, - не самая сильная сторона этой расы, но зато какие технари! Стоит, так же, заметить, что щитовых дварфов очень просто найти среди оружейников, разработчиков всех возможных видов танков и артиллерии, среди сталелитейщиков, геологов, и прочих "механизаторов", но не среди технарей, имеющих отношение к авиации и космосу. Такая дикая мысль, как "почему это люди не летают, как птицы", никогда не забредала в голову дварфу, здесь уместнее поискать кого-то из расы гномов или обычных людей. И вообще, "лучше я буду носить коня, чем конь меня", как сказал дварф (а не гном, как у нас это принято думать) Гимли, сын Глоина, из "Властелина колец".

Итак, дварфы не славятся своей склонностью к мифотворчеству. Поэтому, когда нам надо найти запечатленный в литературе образ щитового дварфа, мы должны обратиться к творчеству представителей других рас. И здесь начинаются сложности. Не все писатели способны правильно уловить принципы дварфизма, так как сами они дварфами не являются. К примеру, щитовых дварфов весьма уважал Лев Николаевич Толстой, сам по расе гремлин. Кажется, в его глазах этот приземистый народ был образцом настоящего человека (то-есть, гуманоида). Он даже женился на даме из клана Золотых (Говорливых) дварфов. Одна только сложность, - сам он на дварфа не тянул, прежде всего, по параметрам силы и телосложения, а так же, не было в нем настоящего желания делать что-нибудь руками, вообще, что-либо производить. Если бы Лев Николаевич додумался уйти в ювелиры, дело могло бы наладиться, у гремлинов к этому умению врожденная способность. Но он не додумался. И продолжал до конца своей жизни, типа, пахать землю. Тоже мне, знатный тракторист. Любой нормальный дварф только кувалдой бы у виска покрутил. Некогда этой расе выпендриваться, работать надо. Вышеописанные сложности привели к тому, что, когда Толстому надо было изобразить представителя Клана Щитовых дварфов, он все время рисовал (и совершенно верно и отчетливо рисовал) образ либо гремлина, либо обычного человека, который изо всех сил стремится стать дварфом. А ведь это глупость и извращение, - обычный человек или гном дварфом не станет, даже если раздерет себе определенную часть тела на английский флаг. Расовая принадлежность - это врожденное, и с этим фактом ничего не поделать. Таков, к примеру, образ Левина из романа "Анна Каренина". Это совершенно точный портрет довольно бездарного (потому как занятого не своим делом) технологически ориентированного скального гнома (они - лидеры гномьего рода), посвятившего свою жизнь бесполезному занятию, - попытке превратиться в щитового дварфа. Все внешние признаки дварфов Левин подмечает точно (повышенное трудолюбие, прохладное отношение к религии, простой и надежный быт, верность, и т. д.), но внутренне совершенно не врубается, почти до конца романа. Это очень грустная история.

Правильные описания дварфов весьма часто встречаются в малоизвестных у нас поэмах и рассказах Киплинга, и в полной версии я не могла отказать себе в удовольствии процитировать чуть ли не половину поэмы "Мери Глостер", чтобы читатели могли получить полное, яркое и очень верное представление о клане Щитовых дварфов. Но думаю, что в данном коротком тексте это неуместно, так что, если возникнет интерес, ищите поэму сами.

Расскажу только одну сказку из мира AD&D. Может быть, какому-нибудь щитовому дварфу и попадется на глаза этот текст, а может быть, он пригодится и золотым дварфам.

Дварфы, как известно, технологи, и магию терпеть не могут. Это самая технологически ориентированная раса. Щитовые дварфы считаются лучшими мастерами среди всех остальных кланов (раньше этих кланов было больше, чем в наши дни). Эта раса живет раза в три дольше обычных людей, и большую часть своей жизни посвящает не приключениям и путешевствиям по другим мирам, а созданию уникальных (бывают и такие) технологических вещей, - не только оружия и брони, но и всяких полезных механизмов и прочих нужных в хозяйстве предметов. Так же, они очень любят создавать вещи просто для украшения стен и залов пешер родного клана. И при создании всех этих вещей они запросто обходятся без магии, и вот каким образом. У этой расы (как и у эльфов и гномов) есть свой собственный пантеон, - боги дварфов. Немногие из этого пантеона известны остальным расам, и о них я расскажу в разделе о богах. Боги дварфов, кажется, имеют те же потребности и желания, что и вся эта раса, и когда дварф создает какую-нибудь вещь, он старается сделать ее такой, чтобы она могла пригодиться его богу, была бы достойна его бога. Говорят, этим и объясняется несравненное качество вещей дварфьего производства, даже тех вещей, которые они продают другим народам.

Однако рано или поздно, чаще во второй половине жизни, каждый дварф начинает чувствовать приближение некоего Дня. Все дварфы знают, что это за день, но никогда не говорят об этом вслух, потому что он одновременно очень радостный и очень грустный, - великий День. Любой дварф щитового клана с ранней юности начинает готовится к этому Дню. Он собирает самую ценную мифриловую руду. Он плавит самое чистое серебро вместе с адамантином - металлом смутных снов, и затем годами выдерживает полученные слитки в тайном месте, - сначала при звездном свете, потом при лунном, а затем и при солнечном, пытаясь удержать сновиденье, добиться того, чтобы оно не растаяло, не рассыпалось в прах при свете дня. Он скупает у гномов самые ценные и уникальные драгоценные камни, и некоторые дробит в мелкую пыль, чтобы добавить в сплав, а некоторые оставляет, как они есть. Он ищет героев и меняет дорогую броню своего изготовления на кусочек драконьей чешуи, или даже сам может отправиться в глухое Подземье, чтобы найти и убить дракона.Он знает, - у него будет только один день, и горе тому дварфу, который не будет к нему готов. Такой дварф напрасно проживет свою жизнь.

И когда этот День настает, ( а дварф не может ошибиться, он всегда со всей ясностью понимает, что срок настал), он, никому ничего не сказав, уходит в тайное место, и создает чудо. Только один раз в жизни дварфу дано право обратиться к своим богам, попросить их быть со - творцами в его труде, стать равным с ними. Вещь у каждого дварфа своя, - иногда это оружие или броня, иногда кузнечный молот или кирка для добывания руды, а иногда и магический плуг, чтобы землю пахать (это если в соседях у этого клана есть люди, - сами дварфы землю не пашут). Дварф работает несколько суток подряд, и, если все было сделано правильно, в самом конце, он взывает к своим богам, - к Дарину-Прародителю, Клангеддону-заступнику, богу войны, и к Моррадину, Кузнецу Душ, и к Думатойну, Лорду Горы, Господину подгорных тайн, и ко многим другим, - и они наделяют его творение всей своей силой. По окончании ритуала дварф падает, как подкошенный, и три дня блуждает где-то между жизнью и смертью, часто он даже не успевает увидеть, получилось ли у него. И если у него не получилось, то, почувствовав это, он не вернется к жизни. Но, если все было сделано правильно, и боги ответили, то он вернется, и изумленно будет разглядывать творение рук своих, сам себе не доверяя, не в силах поверить, что такое вообще возможно. Эта вещь будет воплощением совершенства, и это - единственная магическая вещь, которую создает дварф.

Потому что больше дварфу не дано сотворить ни одной вещи, - ни магической, ни простой. Он должен отдать своему творению весь свой творческий дар, всю страсть, всего себя, - а иначе боги не откликнутся на призыв. И на этом заканчивается для него жизнь Мастера-Кузнеца. Что ж, раньше для дварфа в такой ситуации наступала пора путешествий, - мир посмотреть, себя показать. Дварфы ведь не только непревзойденные кузнецы, но и прекрасные воины-защитники. И только под старость дварф возвращался в родной клан, овеянный двойной славой, - Мастера-Кузнеца и Мастера-Воина. Впрочем, рассказывают, что некоторых дуергаров привлекла в Подземье вовсе не жадность к золоту, а жадность совсем иного рода... Очень трудно, единожды почувствовав себя равным богам так вот просто все отдать и уйти. Подземье - место, где все пронизано магией, вопрос, конечно, от Бога ли эта магия... Но до добра это дуергаров не доводит, это точно.

Если у дварфа был свой клан, хорошим тоном считалось отдать магическую вещь в Зал Славы, - такой зал был в любом серьезном клане, - во славу Мастеру, в назидание потомкам, и для использования только в особых случаях и экстремальных ситуациях. Но и раньше случалось, что у дварфа клана не было, - тогда он либо оставлял ее себе, либо дарил любимому другу или ученику. И не обязательно одной с ним расы. Понятное дело, что о покупке такой вещи за деньги не может быть и речи. Таких денег просто нет.

Это все было очень давно, а теперь времена изменились. Жаль, что Щитовые дварфы - такие молчуны, - слова из них кузнечными клещами не вытянешь. Позабыли традицию, тем более, что и раньше о ней рассказывал только отец сыну один раз в жизни. И в наше время только немногие из дварфов смутно чувствуют в себе приближение Того Самого Дня...

С кем можно перепутать щитовых дварфов. Пожалуй, ни с кем, кроме как с другими подрасами дварфов, и иногда - с обычными людьми или полуорками. Отличия просты: щитовые дварфы - молчуны, а золотые - любители поговорить. Дуергары - их схожесть с Щитовым кланом зависит от стадии заболевания, подробнее - в статье о дуергарах. Люди и полуорки вовсе не до такой степени одержимы работой, как раса дварфов, и, как правило, дварфская броня гораздо крепче, о каком бы классе не шла речь.

Предпочтительный класс: боец, варвар, священник (кроме Латандера и Селун).

Преимущества:
Тройной бонус на технологию
Двойной бонус на телосложение
Бонус на харизму

Иммунитет к магии 30%

Расовое умение "Работа по камню": удвоенный расовый бонус к умению "Поиск" в подземельях и закрытых помещениях, - лучше ориентируются в закрытых ситуациях. Дварф комфортнее всего чувствует себя в родном клане.

Расовый бонус - сопротивление ядам (если вы дварф, ядовитые выпады вашей тещи вам не страшны).

Расовый бонус к уклонению в бою против великанов (тролли, огры, и особо крупные люди, хобгоблины и орки).
Расовый бонус к атаке против гоблиноидов (да-да, было время, когда они воевали. Войны давно нет, но бонус остался).

Расовый бонус на владение всеми видами молотов, включая метательные.

Недостатки:

Двойной ущерб на магию
Ущерб на ловкость
Ущерб на обаяние

Щитовые дварфы очень упрямы. Даже, если видят, что идут куда-то не туда и делают что-то не то, продолжают идти и делать, - из принципа. Нужен сильный лидер, чтобы справиться с ними, а сами они лидерами быть не всегда любят. Их отношение к эльфам и гномам, и вообще, ко всем магически ориентированным персонажам оставляет желать лучшего. Дварфу любой подрасы сложно представить себе, что, кроме варианта реальности в котором он живет, есть какие-то еще варианты. Для него это - единственно возможная реальность, такой взгляд - следствие повышенного иммунитета к магии и технологической ориентации.

Мультиклассовое пенальти 10% между предпочтительным и не предпочтительным классом, 20% между двумя классами, не являющимися предпочтительными, 40% при выборе классов "маг", "бард", подклассов "друид-волхв"и "друид-меняющийся"

Клан Золотых (Говорливых) дварфов

Самая распространенная в мире людей подраса дварфов. Отличаются от щитовых большей терпимостью к магии, меньшей склонностью к технологии, чуть меньшим упрямством (золотого дварфа все же возможно, хотя и очень сложно переубедить) и несравненно большей коммуникабельностью. Правда, часто слушают только себя, - но это уж зависит от интеллекта и мудрости конкретного дварфа. Среди них не редки политики, даже в мире людей. Золотые дварфы, так же, как и их щитовые родственники, хорошие технологи, но вещи, изготовленные ими, как правило чуть менее совершенны, хотя, конечно, обычным человеческим вещам до них далеко. Не то что бы они были лентяи, и руки откуда надо растут, но все как-то времени не хватает довести свой труд до ума, - уж очень поговорить любят. К тому же, им ближе образ жизни где-то на грани магии и технологии, но, все-таки, ближе к технологии, - замечено, что в мире людей из них выходят хорошие компьютерщики ( но не все хорошие компьютерщики - говорливые дварфы!).

Очень любят пиво.

Известных широкому кругу читателей литературных примеров говорливых дварфов, так же немного, как и примеров дварфов щитовых. Все-таки, не очень романтичный это народ, и с этим ничего не поделать. Хороший литературный образ, кстати, популярно доказывающий профессиональную пригодность Золотых дварфов, это Левша. В этой лесковской побасенке целых два дварфа, причем, один щитовой (казак Платов, класс боец-берсеркер, Законное Добро), а другой - говорливый, собственно, Левша (вор-хакер, мировоззрение Хаотическое Добро). Лесков, скальный гном по расе, с большой симпатией относился к Клану Говорливых дварфов, - с такой же, с какой его коллега граф Толстой - к клану дварфов Щитовых. Только, в отличие от графа, Лесков не смотрел на дварфов снизу вверх, а был с ними вполне на равных. Возможно поэтому, его гораздо лучше принимали в кланах, и были с ним более откровенны, хотя сами дварфы, я знаю, находят Лескова чересчур сентиментальным для объективного взгляда на это племя. К сожалению, этот замечательный автор в наше время не в моде, и поэтому, остаются почти неизвестными широкому кругу читателей многие его персонажи, в том числе, и Золотые дварфы, - к примеру, Домна Платоновна из очерка "Воительница", и другие.

Легче обстоит дело с историческими примерами подрасы Говорливых дварфов. Дело в том, что этот клан породил не только хороших технологов и производственников, но и многих знаменитых политиков. Поговорить-то эти ребята действительно любят, и в этой сфере деятельности находят своему таланту вполне достойное применение. Всем в нашей стране (да и в мире) известен отец особо крупной кукурузы и "Кузькиной матери" Никита Сергеевич Хрущев. Всем он был хорош, как политик (особенно, на фоне еще живого в сознании масс образа Сталина), - вполне демократичен, совсем не тиран, космическую гонку выиграл, и, ценой собственного самолюбия, не допустил мир до третьей мировой войны (о чем сейчас почти забыли, и очень зря). Единственно, что можно поставить ему в упрек, - пресловутую "Кузькину мать" и ботинок на трибуне ООН , и его по-дварфски предвзятое и самоуверенное отношение к эльфам (разгон выставки в Манеже и бульдозеры - до сих пор притча во языцах). Дварфы, как правило, ничего не смыслят в эстетических концепциях (как эльфы, в большинстве случаев, "не шарят" в вопросах технологии ). Есть, впрочем, примеры более гуманного отношения говорливых дварфов к культуре, - скажем, Михаил Сергеевич Горбачев, последним, кажется, политическим актом которого на посту президента СССР, был прием в Кремле группы "Скорпионс", где он изо всех сил пытался сделать вид, что сам он - знатный рок-фанат. Можно спорить о политической роли Горбачева в нашей истории, но надо заметить, что русской интеллигенции он, как правило, весьма симпатичен, и намерения его были самые добрые, хотя, быть может, он и соблазнился некоторыми западными иллюзиями. В наши дни, на политической арене так же хватает говорливых дварфов, - не знаю, на сколько известен на необъятных просторах нашей Родины московский мэр Юрий Михайлович Лужков, но москвичи сложили про него десятки очень забавных анекдотов, что, само по себе, - признак популярности, если не симпатии. Этот персонаж все время что-то строит, и, как правило, это к лучшему, но иногда ему свойственно, все же, впадать в крайности, - редкое утро обходится для меня без музыкального сопровождения грохота кувалды под моим окном, да и памятники имени Церетели, кажется, останутся в веках, и вовсе не из-за их повышенной эстетической ценности, а, скорее, как воплощенные в бронзе и мраморе анекдоты о великом мэре Лужкове. Потомкам будет, что вспомнить.

И, в отличие от Щитового клана, Золотые дварфы редко, но все же встречаются в мире культуры и искусства. Ни разу не попадался мне дварф-маг, но бард - пожалуйста. Александр Розенбаум, золотой дварф по расе и бард по классу. Творчество этого барда обычно не любят эльфы, особенно серые, но уважают представители других, не склонных к магии, рас, - люди, хоббиты, гоблиноиды и, собственно, сами дварфы. Среди актеров кино говорливые дварфы тоже попадаются.

Золотой дварф более всего напоминает нечто среднее между щитовым дварфом и обычным человеком, если, конечно, не впал в дуергарство (об этом см. ниже). Как отличить? Броня дварфов неизмеримо крепче, чем у людей, и страсть что-нибудь строить людям тоже не до такой степени свойственна. Щитовые дварфы терпеть не могут говорить, и попутать их с Говорливым кланом не сможет даже глухой.

Предпочтительный класс: боец (все подклассы, кроме кенсая), варвар, рейнджер, священник (кроме Латандера, Селун), вор.

Преимущества:

Двойной бонус на технологию

Бонус на телосложение

Иммунитет к магии 20%

Расовый бонус - сопротивление ядам

Расовый бонус к уклонению в бою против великанов (тролли, огры, и особо крупные люди, хобгоблины и орки)
Расовый бонус к атаке против гоблиноидов

Расовый бонус на владение всеми видами молотов, включая метательные.

Недостатки:

Ущерб на магию

Ущерб на харизму

Золотые дварфы нуждаются во внимательной и доброжелательной аудитории.
Все-таки они упрямы...И уж очень поговорить любят.

Как и было сказано, дварфам сложно представить себе какую-либо "иную реальность", для них существует только их собственная, она же, - единственная. Золотые дварфы, более гибкие и толерантные, чем их "щитовые" родственники, часто соглашаются, что их взгляд на мир - не единственно возможный, но согласие это, что называется, "от мозгов", то есть, речь идет, скорее о ментальном знании, а не о понимании, основанном на личном опыте.

Мультиклассовое пенальти 10% между предпочтительным и не предпочтительным классом, 20% между двумя классами, не являющимися предпочтительными, 40% при выборе классов "маг", "колдун", подклассов "друид-волхв"и "друид-меняющийся".

Клан Темных дварфов (Дуергар).

Все дварфы, кроме, разве, некоторых золотых, предпочитают жить в пещерах. Темные дварфы живут в Подземье, глубже всех остальных. Общеизвестна любовь дварфов к золоту, оно занимает в их сердцах третье место после работы и пива.Когда золото вдруг встает на первое место, дварф неотразимо меняется. Он начинает прятаться ото всех, становится замкнут и нелюдим. От своих ближайших родственников он требует полного повиновения, всех остальных просто не хочет видеть. Если это золотой дварф, его разговоры сводятся к подсчету золота, которое он уже накопил и к построению планов, как бы накопить еще, если дварф щитовой - он становится совсем уже угрюмым молчуном. Говорят, что и внешне он меняется - у него темнеет лицо, сереют волосы и белеют глаза. Чем дальше, тем тяжелее с ним жить. В конце концов, родственники отворачиваются от него, начинают его избегать, они знают, что его поразила тяжелая дварфская болезнь, - он стал дуергаром.
Это горе может случиться с дварфом даже в самом молодом возрасте, но никто еще не встечал дуергара-ребенка, хотя есть дети, выросшие в семьях дуергаров. В сущности, темные дварфы - не подраса, а небольшой клан отступников. В подрасу их выделяют лишь в силу давней (и уже несколько устаревшей) дварфской традиции - дварф не существует без своего клана, да чтобы учитывать некоторые дуергарские особенности. В наше время щитовой дварф, пораженный болезнью, как представитель наиболее традиционной подрасы, как в старые добрые времена, уходит жить в Подземье, а вот золотой, бывает, застревает на поверхности, - и тогда горе его бедным родственникам! Совсем порвать родственные связи им не позволяет традиция, это у них в крови, а дуергар невероятно скуп и невыносимо зануден.
Темные дварфы в Подземье живут обособленно, в стаи не сбиваются, но какие-то отношения между собой поддерживают. Городов у них нет, а вот деревни попадаются. Не все они поражены болезнью в равной степени и нельзя сказать, что они совсем уж лишены благородства, но лучшие из них, те, кто способен помочь соседу, скорее всего потребуют платы за эту помощь.
Великие кузнецы дварфов, уйдя в дуергары, не теряют своих навыков, а если учесть, что в Подземье стирается грань между магией и технологией...Броня и оружие дуергаров великолепны. И очень дорого стоят. Темные дварфы - не дроу, они не воюют с поверхностниками, а торгуют с ними, хотя на поверхности их не жалуют, - уж больно жадные. Адамантином они не пользуются, - в мире под солнцем он ничего не стоит, их изделиям не свойственно рассыпаться в прах. Только самые отважные ( и самые богатые) герои рискуют пробираться в Подземье, мимо патрулей дроу, чтобы торговать с дуергарами. Чаще (но не слишком часто) дуергары поднимаются к нам. Ходят непроверенные слухи, что дуергарской болезнью можно заразиться через оружие и броню, сделанные с участием темного дварфа, но этот факт еще требует подтверждения, а пока, лично мне такие случаи неизвестны. Молодые темные дварфы, не одаренные особыми техническими талантами, иногда путешевствуют по Наземью, нанимаясь в охрану, присоединяясь к различным приключенцам и авантюристам и даже совершая героические подвиги. Они прекрасные бойцы и воры, (если успели набрать уровень, до того как заразились), но лидер партии должен помнить, что после совершения героического подвига, или просто по окончании контракта о найме дуергар обязательно потребует платы, - весьма неслабой - , и исключительно в деньгах. Выход из Подземья для детей, рожденных в семьях темных дварфов не так затруднен, как для дроу, хотя, конечно, дуергары не прийдут в восторг от того, что родственник собирается их покинуть. Молодые и средних лет дуергары, бывает, выздоравливают, для стариков почти уже нет шансов. Встреча с мастером из щитового клана может способствовать выздоровлению, работа может заглушить тягу к золоту.

Пиво дуергары пьют, но исключительно на халяву, в обычной ситуации предпочитают самогон, - из экономии. Извращенцы!

С кем можно перепутать дуергара.
Не стоит думать, что все без исключения скупцы - обязательно дуергары. Скупым может быть представитель любой расы. Но у дварфов обоих кланов, увы, существует повышенная опасность этой болезни. К тому же, только дуергары обретают за счет своего падения дополнительные силы, у всех остальных скупцов прибывают одни недостатки, и, конечно, золото. Дуергар - это не значит, что персонаж просто скупой. Это значит, что персонаж скупой, яростно - жадный, алчный, не только на золото, но и в своем желании силы, и в желании жить. Как это выражался мой дедушка-дуергар на могиле моей матушки, его родной дочери: "Ну вот, и тебя я пережил", - с победной улыбкой. Это значит, что персонаж глубоко связан с Подземьем, с какими-то такими его областями, которые, к сожалению, мало мной исследованы, в силу отсутствия природной склонности. Эта алчность, и эта связь с Подземьем, некая темная сила - самые яркие черты дуергара. В остальном эта раса выглядит довольно блекло. Это - то, что дает дуергару мощь, благодаря которой он сильнее большинства рас. Но это и то, что очень замедляет, и, в конце концов, останавливает его развитие. Дуергары платят за свою силу огромным мультиклассовым пенальти, и почти (или совсем) не растут в уровнях. Из-за предельной узости взглядов они не могут получить новый опыт. Если эта болезнь поразила дварфа уже под старость, его уровень, не смотря на дуергарство, может быть весьма приличным. Если же заразился молодой дварф, не успевший развиться в своем классе, - жалкое зрелище! Он может навсегда остаться камонером (то есть, вообще без класса, без профессии).
Итак, если надо проверить персонаж на дуергарство, то есть, если он склонен к скупости, жадности, связан с Подземьем, и не-доброго мировоззрения, прежде всего надо определить, дварф ли это. И если дварф, то это точно дуергар. Если же не дварф, то возможны разные варианты. Как например, шекспировский Шейлок, хоть и скуп, вовсе не является дуергаром, - у него нет ни повышенной силы и телосложения, ни иммунитета к магии, ни знаменитой дварфской брони, зато есть повышенный интеллект, что вовсе дуергарам не свойственно, и ревнивая любовь к своей дочери Джессике. Шейлок - просто очень скупой скальный гном мировоззрения "Нейтральное Зло".
В остальном, перепутать темного дварфа с представителем другой расы совершенно невозможно.

Кроме некоторых персонажей "Младшей Эдды",обаятельных литературных и исторических образов дуергаров я что-то не припомню, да и то, сомнительно, что там описаны именно дуергары. У этой подрасы, единственной из всех, существует ограничение по мировоззрению, - они не могут быть носителями Добра ни в какой форме. Почему же я не перевожу этих персонажей в разряд монстров? Во первых, потому что эта болезнь временами поражает даже некоторых лучших представителей дварфского рода, принесших, в свое время, много пользы своим кланам и всему остальному миру. В знак почтения к их прошлым подвигам и победам, стоит, на мой взгляд, их уважать даже в этом состоянии, тем более, что мастерства своего дварфы при этом не теряют, а за золото способны бить врага просто как черти. И, во-вторых, это предостережение для лидеров, в команде которых есть дварф (или, для самого дварфа, если он является лидером или склонен к самоанализу). Будьте внимательны к своей группе, берегите дварфов и, если вы видите, что дело становится неладно, старайтесь отвлекать бородатого героя с помощью работы, дружбы, и, конечно же, пива.

Предпочтительный класс: боец (все подклассы, кроме кенсая) , варвар, вор, священник Талоса, Бейна.

Преимущества: зависят от того, из какого клана вышел дуергар, см. выше.

Кроме того:

Бонус на силу

Иммунитет к магии + 30% к уже имеющемуся.

Расовый бонус к умению "скрыться в тенях"
Расовый бонус к умению "тихое передвижение" - все дуергары эксперты тихого передвижения.
Иммунитет к параличу (но подвержены оглушающим атакам) - дуергара почти невозможно шокировать, если только не сделать это с помощью тяжелого предмета по лбу.
Могут кастовать заклинание "Невидимость", но только на себя.
Ночное зрение. Дуергары хорошо разбираются в темных сторонах человеческой натуры и могут видеть скрытое.
Если дуергар отделился от Золотого клана, у него появляется расовое умение "Работа по камню" - увеличенный бонус к умению "Поиск" в подземельях и закрытых помещениях, он лучше ориентируется в закрытых ситуациях. У щитовых же дварфов и так это умение есть.

Недостатки: зависят от того, из какого клана вышел дуергар.

Кроме того:

Ущерб на мудрость
Ущерб на обаяние

Дневная слепота: понижение эффективности всех действий на ярком свету, дуергар, как и дроу, (и в большей степени, чем дроу) не верит людям и миру, это искажает его восприятие. Кроме того, ему тяжело действовать открыто.

Дуергар не может быть доброго мировоззрения, в лучшем случае, это нейтрал.

Бог с ними, что они скупы...Но какие же зануды! (бывшие золотые, разумеется). И, как все дварфы, упрямы. Не стоит доверять дуергару, которому не заплатили вовремя, берегите спину.

Что касается восприятия реальности, то, увы, как правило, дуергары еще более "узколобы", чем их "щитовые" родственники. Лучше даже не поднимать этой темы в присутствии дуергара, так как, скорее всего, темный дварф мысленно "запишет" вас в категорию неизлечимых дураков. Быть может, он даже согласится с теорией о многообразии восприятий, а стало быть, реальностей, если будет надеяться со временем извлечь из своего согласия выгоду. Далеко не все дуергары глупы, многие - хитры, и все - корыстны.

Мультиклассовое пенальти: в дополнение к уже имеющемуся (смотря от какого клана отделился дуергар), он получает еще 50% мультиклассового пенальти. И это - только начало. Со временем пенальти будет расти, пока не поглотит весь опыт, получаемый дуергаром, вне зависимости от рода его деятельности. Единственная возможность для дуергара на такой стадии болезни получить хоть какой-то опыт - это вступить в группу с хорошо прокаченным лидером (чтобы этот лидер искал для группы сложные, дающие много опыта квесты и был способен забивать крупных, дающих много опыта монстров, скажем, големов, демонов или драконов, внешних и внутренних), и двумя - тремя новичками, персонажами небольшого уровня, - такие персонажи, хоть и дерутся очень слабо, способны принести команде наибольшее количество опыта за квесты и монстров. Но вы еще попробуйте уговорить дуергара вступить в такую группу (особенно если дуергар старый, и не рвется на встречу приключениям)! И если вам это удалось, попробуйте уговорить группу терпеть дуергара. Характер темных дварфов не то слово, что не сахар, - более всего он схож с дерьмом. Если же вам удалось все это, вы, вероятно , ботхисаттва, обладающий истинной любовью ко всем живым существам (а с какой еще мотивацией вы станете делать такие удивительные вещи?), и,возможно, я даже знаю, как вас зовут. На моей памяти был только один подобный случай. Для дуергара в такой ситуации теоретически остается надежда на исцеление.